Пятница
03.05.2024
04:25
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Ужасно
3. Неплохо
4. Хорошо
5. Плохо
Всего ответов: 592
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш класс 2 "C"
     
    Учительская газета от 26 марта 2019 г. Статья "Созвездие будущего рождается сегодня"
    24‑я московская городская междисциплинарная конференция старшеклассников «Время»
     
     
    Телеканал Россия 2. Программа "Большой скачок. Супермозг".
    О развитии человеческого мозга. Интервью с Шумаковой Н.Б. об одаренных детях.
    Рассказ о нашей гимназии №1569 "Созвездие", об уникальной методике междисциплинарного обучения и о наших детях.
     
     
     
    РАЗГЛЯДЕТЬ ГЕНИЯ.
    ИНТЕРВЬЮ Н.Б. ШУМАКОВОЙ В "РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ". 01.02.2012Г
    Как надо работать со способными учениками? Кто и где их должен учить? Какие школьные предметы даются одаренным труднее всего? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ведущим научным сотрудником Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Шумаковой.
     
     
     
     
     
    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

    МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

    Н.Б. ШУМАКОВА


        Снижение интереса к обучению, а затем и показателей интеллектуального и творческого развития у наиболее одаренных детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Важнейшим звеном в решении этой проблемы является создание специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. В то время как зарубежная практика обучения отличается обилием таких программ, в нашей стране делаются лишь первые шаги в этом направлении.

         В связи с этим восемь лет назад нами была поставлена задача и начато исследование по построению развивающей программы обучения для одаренных детей и изучению результатов ее осуществления. При этом нас интересовали прежде всего дети, чьи любознательность и потребность в познании выходили далеко за пределы возможностей традиционного обучения, те, кто обнаруживал высокие интеллектуальные и творческие показатели, т.е. дети с так называемой общей, а не специальной одаренностью.

         Представление основных принципов построения развивающей программы обучения для одаренных детей и некоторых результатов исследования эффективности ее реализации и является целью настоящей статьи.



    РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ "ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК"



       Многочисленные зарубежные исследования феномена одаренности обеспечили научную основу для выработки требований, которым должна удовлетворять программа обучения одаренных детей. Эти требования наиболее полно сформулированы и изложены в работе С. Кэплэн [8].

    Содержание программ обучения должно быть основано на: 1) изучении глобальных, основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач "открытого типа", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

        Методы же обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

       С учетом перечисленных требований в США были предложены разнообразные варианты программ обучения и развития для одаренных учащихся [4]. Наиболее же полно, на наш взгляд, эти принципы обучения могут быть реализованы в рамках модели тематической междисциплинарной интеграции, уходящей своими корнями к идеям Д. Дьюи и В.П. Вахтерова [1], [2]. Эту модель обучения мы и положили в основу построения авторской развивающей программы для одаренных детей, получившей название "Одаренный ребенок", которая осуществляется в учебно-воспитательном комплексе (УВК) № 1624 "Созвездие", представляющем собой научно-практический центр по разработке и реализации новой модели содержания образования - тематической междисциплинарной интеграции. 

        Важным аргументом в пользу выбора данной модели были накопленные в литературе сведения о том, что чрезвычайная любознательность одаренных детей, высокий уровень развития абстрактного мышления и речи, легкость обобщения, стихийное стремление к построению целостной картины мира у этих детей могут быть удовлетворены и подняты на более высокий уровень при обучении их по междисциплинарному типу. Кроме того, данная модель уникальна в том смысле, что она дает ключ к созданию системы развивающего обучения для одаренных детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.

        Разработка целостной программы обучения для одаренных детей начиная с дошкольного возраста и по IX класс и явилась центральной задачей нашего исследования. Важно отметить, что, несмотря на достаточно длительную практику междисциплинарного обучения за рубежом (главным образом в США), такого рода программы, построенной на основе психологических представлений о специфике обучения и развития одаренных детей и в то же время поглощающей традиционную общеобразовательную программу, там создано не было. 

         Содержание обучения по экспериментальной программе "Одаренный ребенок" выстраивается вокруг глобальных философских тем. Одна такая тема является как бы фокусом развивающей программы одного учебного года. По своему характеру тема является аморфной, т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале, отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и требований обязательной программы. Выбор той или иной глобальной темы для изучения осуществляется с учетом возрастных интересов и особенностей содержания общеобразовательной программы. Так, центральными вопросами дошкольников являются вопросы о том, что откуда берется и что из чего состоит. Именно поэтому обучение для дошкольников начинается с изучения глобальных тем "Происхождение" и "Структура". Младших же школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности устройства мира, поэтому темами для изучения в начальной школе являются "Изменение", "Влияние", "Порядок". Каждая новая глобальная тема, сменяющая старую, позволяет на новом витке спирали, уже в другом "ключе" вернуться к предыдущим темам.




    ------------------------------------------------------------------------


    * Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 95-06-17422.