Изучение таблицы умножения и деления состоит из двух этапов. На первом этапе необходимо понять смысл действия умножения; познакомиться с переместительным законом умножения; раскрыть взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления; знать случаи умножения и деления с 1, 0 и числом 10. Эти знания применяются на втором этапе изучения табличных случаев умножения и деления, способствуют осознанному усвоению табличных случаев, доводят знания таблицы до автоматизма. Усвоив, что умножение – это сумма одинаковых слагаемых, ученики без труда составляют таблицу умножения. Используя переместительный закон умножения, без труда умножат 3 на 6 и 6 на 3. Если дети знают, что 7 ´ 4 = 28, то, используя знание о взаимосвязи действия умножения с делением, они без труда решат примеры 28 : 7, 28 : 4; таким образом усваивается таблица деления.
Этот материал помогает совершенствовать качество работы учителя и ученика.
№ 1
1. Вычисли суммы и замени сложение умножением.
4 + 4 + 4 + 4 + 4 8 + 8 + 8 + 8 32 + 32 + 32 15 + 15 + 15 + 15 + 15
2. Выпиши только те примеры, где сложение можно заменить умножением.
9 + 9 + 9 + 9 5 + 5 + 5 + 5 7 + 4 + 47 12 + 12 + 12 28 + 82 8 + 5 + 9
№ 2
1. Прочитай выражения, вычисли их значения.
5 + 5 + 5 6 + 6 7 + 7 + 7 + 7 5 ´ 3 6 ´ 2 7 ´ 4
2. Запиши в виде суммы и выполни действия. 3 взять 4 раза 11 взять 3 раза 20 взять 2 раза 4 взять 5 раз
№ 3
1. Замени умножение сложением и вычисли результат.
5 ´ 3
3 ´ 2
10 ´ 5
2 ´ 7
2. Запиши произведения в порядке убывания их значений.
3 ´ 8 3 ´ 4 3 ´ 6 3 ´ 3 3 ´ 7 3 ´ 9 3 ´ 2 3 ´ 5
№ 4
1. Составь по рисунку пример на умножение. (Например, 4 ряда по 8 кружков).
Замени умножение сложением, запиши ответ.
2. Представь каждое число в виде суммы одинаковых слагаемых.
18= ...+...
16=...+...+...+...+...+...+...+...
21=...+...+...+...+...+...+...
35=...+...+...+...+...
№ 5
1. Реши второй пример, используя результат первого.
4 ´ 5 = 20 4 ´ 6 =
7 ´ 8 = 56 7 ´ 9 =
2 ´ 7 = 14 2 ´ 8 =
2. Составь и запиши выражения, вычислив их значения.
Сколько лапок у 4 цыплят?
Сколько лапок у 3 котят?
Сколько крыльев у 5 воробьев?
Сколько ушей у 6 поросят?
№ 6
1. Вычисли произведения, применяя переместительный закон умножения.
4 ´ 7 2 ´ 9 3 ´ 6 3 ´ 8 5 ´ 7 2 ´ 4
2. Сравни выражения.
3 ´ 8 ... 8 ´ 3 2 ´ 9 ... 9 + 9 6 ´ 2 ... 6 + 2 7 ´ 4 ... 7 + 7 + 7 + 7 5 + 5 + 5 + 5 ... 5 ´ 3 16 : 2 ... 16 : 8
№ 7
1. Вставь в окошки пропущенные числа, чтобы получились верные записи.
10 х 4 = 4 х ...
8 х 2 > ...
9 х 6 = ... х 9
12 х ...< 3 х 12
8 х 5 = ... х 4
6 : 3 > 1 х ...
2. Вместо точек поставь знак действия, чтобы получилось верное равенство.
8 ´ 7 = 7 ... 8 34 + 2 = 2 ... 34 45 ... 2 = 2 ´ 45
№ 8
1. К каждому примеру на умножение составь по два примера на деление.
6 х 8 = 48 7 х 2 = 14 7 х 8 = 56
... : ... = 6 ________ ________
... : ... = 8 ________ ________
2. Заполни таблицу.
множитель |
6 |
|
6 |
5 |
6 |
множитель |
2 |
3 |
|
4 |
|
произведение |
|
18 |
24 |
|
42 |
№ 9
1. Найди значения произведений, заменяя умножение сложением. Запомни! a ´ 1 = 1 ´ а = а
1 х 5 = 1+1+1+1+1
1Х6 =
1Х7 =
2. Найди значения выражений.
1 ´ 40 28 ´ 1 1 ´ 100 70 ´ 1 1 ´ 15 42 ´ 1 1 ´ 89 36 ´ 1 1 ´ 1 90 ´ 1 1 ´ 10 45 ´ 1
№ 10
1. Найди значения выражений. 1 ´ 7 = 7 1 ´ 5 = 1 ´ 34 = 7 ´ 1 = 7 5 ´ 1 = 34 ´ 1 = 7 : 1 = 7 5 : 1 = 34 : 1 =
Вывод! а : 1 = а
2. Реши.
6 : 1 (80 – 36) ´ 1 16 ´ 1 : 2 8 : 2 ´ 1 54 :1 1 ´ (28 + 12) 12 : 1 : 6 2 ´ 4 : 1
№ 11
1. Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.
5 х 1 = 5 32 х 1=... 58 х 1 = ...
5 : 5 = ... 32 : 32 = ... 58 : 58 = ...
Запомни! Если делимое равно делителю, то частное равно 1
(а : а = 1, если а =/ 0).
2. Реши примеры.
8 : 8 12 : 12 58 ´ 1 : 58 9 : 9 34 : 34 46 : 1 ´ 1 5 : 5 57 : 57 92 : 92 ´ 1
№ 12
1. Сравни выражения.
12 : 1 ... 12 ´ 1 1 ´ 6 ... 6 : 1 7 – 1 ... 7 : 1 1 : 1 ... 1 ´ 1 18 : 18 ... 18 + 1 8 ´ 1 ... 8 + 1
2. Запиши выражения и вычисли их значения:
Разность чисел 50 и 40 разделить на 10.
Число 27 умножить на 1 и полученное произведение увеличить на 13.
Разность чисел 24 и 23 умножить на 15.
Частное чисел 32 и 1 уменьшить на 8.
№ 13
1. Реши уравнения.
7 ´ а = 14 18 : х = 9 с ´ 4 = 32 в : 4 = 5
2. Найди значения выражений.
36 : 6 ´ 4 45 : 9 ´ 6 6 ´ 7 : 42 28 : 4 ´ 6 2 ´ 9 : 6 6 ´ 4 : 4
№ 14
1. Представь каждое число в виде произведения двух однозначных чисел.
36 = 12 = 35 = 24 = 48 = 64 =
2. Вычисли периметр равностороннего треугольника со стороной 9 см.
№ 15
1. Запиши ответы.
Уменьши в 6 раз числа: 18, 36, 42, 54.
Увеличь в 7 раз числа: 4, 8, 9, 6, 5, 3. 2.
Запиши числа, которые одновременно делятся: на 6 и на 8; на 7 и на 4.
№ 16
1. Выполни действия и выпиши только те выражения, значения которых делятся на 3.
27 : 3 36 : 4 4 ´ 4 49 : 7 32 : 8 3 ´ 8 3 ´ 5 5 ´ 7
2. Запиши, во сколько раз 42 больше, чем 6; во сколько раз 5 меньше, чем 30.
№ 17
1. Найди значения произведений, заменяя умножение сложением. 0 ´ 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 0 ´ 6 = 0 ´ 7 = 0 ´ 8 = 0 ´ 9 =
Запомни! При умножении любого числа на 0 получается нуль :
0 ´ 5 = 5 ´ 0, 0 ´ а = а ´ 0 = 0.
2. Найди значения выражений.
0 ´ 72 52 ´ 0 28 ´ 0 + 39 0 ´ 6 ´ 4 36 ´ 0 0 ´ 0 54 : 6 ´ 0 5 ´ 0 ´ 8 0 ´ 1 100 ´ 0 81 : 9 ´ 0 0 ´ 19 + 42
№ 18
1. Вставь в окошки числа, чтобы получились верные равенства.
0 : 3 = 0 0 : 8 =...
0 : 5 = ... 0 : 9 = ...
0 х 3 = 0 8 х 0 = ...
0 х 5 = ... ... х 9 = ...
Запомни! На 0 делить нельзя!
2. Поставь знаки действий, чтобы получились верные равенства. 4 ... 4 = 1 1 ... 5 = 5 0 ... 8 = 0 9 ... 1 = 9 7 ... 7 = 0
№ 19
1. Назови и запиши частные, в результате которых получится 4, 3, 6.
2. Назови число, из которого:
можно вычесть 3 раза по 6 и в ответе получится 0;
можно вычесть 7 раз по 5 и в ответе получится 0;
можно вычесть 7 раз по 8 и в ответе получится 0.
№ 20
Запиши только ответы.
3 ´ 7 6 ´ 9 7 ´ 7 24 : 3 27 : 3 56 : 7 4 ´ 7 5 ´ 3 3 ´ 4 28 : 4 0 : 5 42 : 7 8 ´ 5 2 ´ 8 2 ´ 9 18 : 3 4 : 4 40 : 8 9 ´ 9 4 ´ 7 3 ´ 6 16 : 4 16 : 8 45 : 9
№ 21
Запиши только ответы.
Какие числа нужно перемножить, чтобы получить 72?
На какое число надо разделить 21, чтобы получить 7?
Сколько получится, если 8 увеличить в 6 раз?
Сколько семерок в числе 63?
От умножения каких двух чисел получится число, в разряде единиц которого цифра 2?
(Учащиеся должны записать примеры: 2 ´ 6 = 12, 3 ´ 4 = 12, 4 ´ 8 = 32, 6 ´ 7 = 42, 8 ´ 9 = 72.)
Во сколько раз 45 больше 5?
Во сколько раз 9 меньше 81?
56 уменьши в 7 раз.
Столяр сделал 20 ножек для столов. Для скольких столов он заготовил ножки?
Периметр квадрата 24 см. Какова длина стороны квадрата?
Желаю всем успехов! |