Ф.П. Решетников "Опять двойка".
Андрей Усачев в книге "Прогулки по Третьяковской галерее" написал эти строки: И только преданный Дружок Не огорчается нисколько — Он счастлив, что домой пришел Его товарищ лучший Колька! Он тычет в друга мокрый нос: "Я рад тебе, чего ж ты грустен?" — Не понимает славный пес, Что больше их гулять не пустят!
Школьная отметка – некая цифра, поставленная за письменное или устное выполнение задания по учебной программе, призванной поэтапно передать детям знания по разным предметам – является связующим звеном в сообществе «школа, ребёнок, родители». В этом сообществе иногда бушуют страсти радости, а иногда негодования, и почти всегда присутствует напряжённое ожидание родителей: «Что принесёт ненаглядное чадо в дневнике своём из школы?». А чадо, получившее отметку низкую – цифру нехорошую, бредёт домой с ногами отяжелевшими, предчувствуя угрозу наказания и гнев родных воспитателей…
Оценки, получаемые ребёнком за день, неделю, месяц накапливаются, влияя на его психологическое состояние, на уверенность и осознание своих возможностей. Дети, слабо успевающие с первых лет обучения в школе, могут надолго задержаться на этом уровне успеваемости, если им не помогут взрослые.
Низкая оценка вызывает отрицательные ожидания, и таким образом зарождается неуспех, иногда серьёзно сказывающийся на развитии. Есть удивительный способ подтягивания ученика – «эффект Пигмалиона». И заключается он в вере взрослого и терпеливом ожидании. Родители и учителя, верящие в неуспевающего ученика, потерявшего интерес к учёбе, уподобляются Пигмалиону, создавшему статую и вдохнувшему в неё жизнь.
Детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей при неуспехе, однако важно не только их любить, но и знать их особенности, интересы и склонности, учитывая обязательно при этом физическое состояние. Нереально и небезопасно ждать от ребёнка, ослабленного постоянными болезнями, отличной учёбы по всем предметам – нужен щадящий режим и внимание в первую очередь к здоровью малыша.
Младший школьный возраст благоприятен для влияния родителей на формирование личности, поэтому очень важно не пропустить это время, так как с каждым годом значимость для него ожиданий взрослых уменьшается. Конечно же, и сами родители должны быть авторитетны, и мнение их для ребёнка должно быть ценно. Дети в начальных классах, как правило, обращают внимание не столько на уровень оценки, сколько на её справедливость. И для них очень важна моральная поддержка родителей.
Если ученик старался и вложил много труда в выполнение задания, а оценку получил посредственную или плохую, то она может восприниматься им как несправедливая. В этом случае тщательный и объективный анализ родителя совместно с ребёнком его проделанной работы может определить, насколько расходятся ожидания с оценкой учителя. Очень полезно и плодотворно для родителей учиться вместе с детьми оценивать выполненные ими школьные задания.
Завышенные оценки, как правило, не воспринимаются самим учеником, как незаслуженные, однако обострённо могут реагировать на них одноклассники, считающие их обладателя любимчиком учителя. Но завышенная оценка может быть и щадящей, поддерживающей неуспевающего ребёнка, и это доверие может стать стимулом для дальнейшего совершенствования.
Важно научить ребёнка относиться с уважением к чужому труду и способностям, видеть продвижение к поставленной цели. Если Вы, дорогие родители, будете оптимистично и трезво оценивать школьные успехи своего ребёнка, отмечать все его даже самые незначительные достижения, радоваться вместе с ним, то поможете ему справляться с неуверенностью и слабостями. Уделяйте больше внимания своим детям, не забывайте об «эффекте Пигмалиона» поддерживайте их морально, не теряя чувства реальности, проявляя сострадание и сочувствие при неуспехе. Поверьте по-настоящему в силы ребёнка, и Ваши ожидания непременно начнут сбываться.
Берегите, дорогие взрослые, своих детей, никогда не отчаивайтесь из-за плохих оценок, учитесь вместе с ними оценивать их учебную работу и исправлять недостатки.
Памятка для родителей Как относиться к отметкам ребёнка !!! * Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Если очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
* Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясняйте ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
* Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
* Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
* Не обвиняйте без причинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
* Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
* Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
* Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось Вам подражать.
|